Годовой отчет 2011

8.3. Информационные технологии

8.3.1. Состояние информационной инфраструктуры Общества

Одним из важнейших условий эффективной работы ОАО «Ленэнерго» является надежное функционирование эксплуатируемых автоматизированных систем, оперативная и квалифицированная поддержка их пользователей, а также развитие систем в ответ на меняющиеся потребности рынка.

В Обществе успешно функционирует и постоянно развивается ИТ-инфраструктура. В ее состав входят персональные компьютеры, рабочие станции, периферийные устройства, сетевое оборудование, серверы, объединенные в единую корпоративную сеть. В рамках реализации текущей деятельности ОАО «Ленэнерго» придерживается политики лицензионной чистоты используемых программных продуктов.

Оснащенность средствами вычислительной техники (по состоянию на конец 2011 года)

Вся вычислительная техника распределена между исполнительным аппаратом и филиалами ОАО «Ленэнерго».

Парк вычислительной техники (в том числе рабочие станции) составляет 2354 шт. Прирост + 4,67 % к 2010 году

Парк периферийных устройств составляет 1829 шт.

Прирост + 18,69 % к 2010 году

Парк сетевого оборудования составляет 42 единицы.

Изменения к 2010 году — 0,00 %.

Серверное оборудование — 76 единиц.

Прирост + 38,2 % к 2010 году

Сводная таблица оснащенности средствами вычислительной техники ОАО «Ленэнерго» на конец 2011 года

СВТ Кол-во, шт. Из них, шт.
Начало
2011
Конец
2011
удовлетворяют
тех. требованиям
требуют
модификации
требуют
замены
ПК, рабочие станции 2249 2354 1503 283 568
Периферийные устройства 1541 1829 1275 0 554
Активное сетевое оборудование 42 42 13 11 19
Серверное оборудование 55 76 26 30 20

В ближайшее время парк вычислительной техники Общества будет обновляться, постепенно будет проведена замена морально и физически устаревшего оборудования.

Автоматизированные системы технологического управления (АСТУ) в 2011 году

  • Количество телемеханизированных подстанций 110 кВ (удовлетворяющих современным требованиям) — 23 шт. (11 %).
  • Количество телемеханизированных подстанций 35 кВ (удовлетворяющих современным требованиям) — 5 шт. (2,8 %).
  • Количество оснащенных автоматизированной системой управления (АСУ ТП) — 18 шт. (8,6 % ).
Наименование показателя Единицы измерения, шт. По итогам работы за 2011 /
по состоянию на 01.01.2012
Количество подстанций 110 кВ, с которыми организованы цифровые каналы связи и передачи информации 79 (всего ПС 110 кВ — 208) 4/79
% 1,9/38
затраты, тыс. руб. 5000/8000*
Количество подстанций 35 кВ, с которыми организованы цифровые каналы связи и передачи информации 2 (всего ПС 35 кВ — 178) 2/5
% 1,1/2,8
затраты, тыс. руб. 0/0

Выполнена в полном объеме инвестиционная программа 2011 года по замене неисправных кордельных кабелей на ВОЛС.

Организованы цифровые каналы связи с Лодейнопольским и Тихвинским филиалами ОАО «Ленэнерго». В части АСТУ:

  • программы повышения наблюдаемости и управляемости объектами распределительных сетей (тыс. руб.)
Класс напряжения Наименование показателя По итогам работы за 2011 / по состоянию на 01.01.2012
Подстанции,
оснащенные АСУ ТП
Телемеханизированные
подстанции
110 (150, 220) кВ шт. 2/18 2/23
% от общего числа объектов 0,9/8,6 0,9/11
Затраты отчетного года, тыс. руб. 50 000/75 000 16 000/70 700
35 кВ шт. 0/0 2/5
% от общего числа объектов 0/0 1,1/2,8
Затраты отчетного года, тыс. руб. 0/0 10 000/25 000

  • передача телеинформации осуществляется в международных протоколах МЭК-101 (104) с метками времени;
  • передача телеинформации осуществляется с устройств классом напряжения от 6 кВ и выше.
Наименование показателя Оснащение ЦУС АСДУ (по итогам работы за 2011 / по состоянию на 01.01.2012
нарастающим итогом по результатам работы Общества за весь период с момента
начала работ по созданию ЦУС)
РСК ПО (ПЭС) РЭС
шт. 1 1/4 2/11
% от общего числа 0/100 11/44 7/38
Затраты, тыс. руб. 25 000/268 492 40 000/150 000 20 000/52 000

При реализации «Программы телемеханизации подстанций ОАО «Ленэнерго» на 2011–2017 гг.» в 2011 году выполнены ПИР:

  • телемеханика на ПС 110,35 кВ в филиалах ОАО «Ленэнерго»;
  • телемеханика на РТП 10 (6) кВ, ТП 10 (6) кВ в филиале ОАО «Ленэнерго» «Кабельная сеть»;
  • оперативно-информационные, управляющие комплексы (ОИУК) на ДП филиалов ОАО «Ленэнерго» «Лужские ЭС» и «Новоладожские ЭС», на ДП Ломоносовского, Красносельского и Тосненского РЭС филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские ЭС», Сосновского и Приозерского РЭС филиала ОАО «Ленэнерго» «Выборские ЭС», Волховского и Киришского РЭС филиала ОАО «Ленэнерго» «Новоладожские ЭС» и Подпорожского РЭС филиала ОАО «Ленэнерго» «Лодейнопольские ЭС».

8.3.2. Результаты внедрения информационных технологий в 2011 году

Инициатива: реализован проект по организации видеоконференц-связи между ОАО «Холдинг МРСК» и филиалами ОАО «Ленэнерго».

Результат: пилотный проект по построению системы видеоконференц-связи служит для сокращения времени реагирования руководства филиалов Компании при проведении аварийных, плановых и оперативных совещаний, сокращения расходов на командировку сотрудников для участия в совещаниях, повышения управляемости Компании при проведении совещаний в режиме видеоконференц-связи между филиалами Ленэнерго и Холдинга МРСК.

Инициатива: развитие геоинформационной системы филиала ОАО «Ленэнерго» в части анализа подключения потребителей с использованием данных системы.

Результат:

  • актуализация топографической основы ГИС ОАО «Ленэнерго»;
  • наполнение адресной базы ОАО «Ленэнерго»;
  • наполнение ГИС ОАО «Ленэнерго»;
  • своевременное обеспечение органов государственной власти информацией об охранных зонах кабельных линий.

Инициатива: автоматизация процесса технологического присоединения.

Результат: сокращение затрат Компании на обработку и перевозку документов, повышение качества обслуживания клиентов за счет повышения эффективности процессов подготовки, согласования и обработки документов., а также возможность повлиять на процесс прохождения заявки на всех стадиях ее жизненного цикла.

Инициатива: внедрение информационной системы service desk.

Результат:

  • автоматизация процессов управления информационными технологиями, согласно рекомендациям по версии ITIL v3, для повышения эффективности работы подразделений ИТ-подразделений и подрядчиков Общества;
  • повышение прозрачности предоставления ИТ-услуг и выполнения ИТ-работ подрядными организациями, которые выполняют работы по запросам сотрудников ОАО «Ленэнерго»;
  • контроль сроков и удовлетворенности пользователей по предоставленным услугам, расчет штрафных санкций исполнителям подрядных ИТ-организаций, ведение базы данных конфигураций оборудования Компании.

Инициатива: внедрение информационной системы управления проектами (ИСУП) Primavera на примере пилотных важнейших инвестиционных проектов.

Результат: обеспечена автоматизация процессов управления важнейшими инвестиционными проектами ОАО «Ленэнерго», благодаря чему достигнуто:

  • сокращение сроков реализации крупных приоритетных проектов за счет совершенствования и автоматизации процедур планирования и контроля выполнения работ, процедур управления ресурсами, проектного документооборота, назначения и контроля исполнения поручений;
  • повышение качества и оперативности принятия решений по планированию и контролю проектов в части подготовки ТЭО, конкурсных процедур, получения ИРД, ПИР, СМР, ПНР, комплектации оборудования, поставок МТР, ввода объектов в эксплуатацию;
  • автоматизации информационного обмена данными по текущему состоянию проектов между участниками проектов.

Инициатива: разработана программа телемеханизации подстанций ОАО «Ленэнерго» на 2011–2017 гг.

Результат: программа телемеханизации подстанций ОАО «Ленэнерго» на 2011–2017 гг. согласована комитетом по надежности ОАО «Ленэнерго» при совете директоров и техническим блоком ОАО «Холдинг МРСК».

8.3.3. Перспективные планы развития информационных технологий Общества

ИТ в деятельности Общества играет обеспечивающую функцию, целями которой является формирование оперативной достоверной управленческой информации для организации эффективного управления и предоставление инструментов для реализации бизнес-процессов. В связи с этим совместно с ОАО «Холдинг МРСК» была разработана стратегия ОАО «Ленэнерго» в области информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций на период до 2016 года

Основной целью реализации стратегии ИТТ является повышение эффективности управления Обществом за счет предоставления бизнесу ИТ-сервисов, оптимальных с точки зрения соотношения цены и качества.

Реализация стратегии ИТТ в ОАО «Ленэнерго» проводится в рамках стратегической программы комплексной автоматизации производственной и финансово-хозяйственной деятельности, включающей в себя следующие стратегические инициативы:

  • Внедрение централизованных корпоративных систем.
  • Развитие локальных систем производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

В рамках данных инициатив выполняется комплекс ИТ-проектов, результатом которых является, с одной стороны, формирование функционально завершенного комплекса корпоративных систем Общества, и с другой — формирование функциональной архитектуры и достижение однородного уровня информационного покрытия ключевых процессов ОАО «Ленэнерго».

В целях обеспечения единого информационного пространства предусматривается два вида интеграции бизнес-приложений:

Интеграция корпоративных систем управления инвестициями и управления закупочной деятельностью, а также системы централизованного управления НСИ с бизнес-приложениями локального уровня (в первую очередь с системами ФХД) предусматривается посредством интеграционной шины.

Интеграция систем стратегического управления, бизнес-планирования, бюджетирования и консолидации, а также системы корпоративной отчетности предусматривается на двух уровнях:

  • первый уровень — уровень локального хранилища данных Общества;
  • второй уровень — уровень интеграции локального и корпоративного хранилища данных Общества.

Целевой моделью комплексной информационной системы Общества также предусмотрены средства интеграции с технологическими системами. Общая стратегия перехода к комбинированной целевой модели бизнес-приложений корпоративного уровня и ОАО «Ленэнерго» предполагает выделение следующих направлений работ:

  • Проведение организационных мероприятий по обеспечению централизованного управления реализацией ИТ-проектов на корпоративном уровне, включая создание корпоративного центра компетенций в Обществе, формирование регламентной базы, обеспечивающей механизмы централизованной закупки услуг компаний, реализующих проекты внедрения корпоративных систем и систем ОАО «Ленэнерго».
  • Стандартизация методологий и бизнес-процессов, разработка унифицированных решений в области бизнес-приложений для ОАО «Ленэнерго».
  • Разработка и внедрение корпоративных систем, с одновременным выставлением требований к бизнес-приложениям ОАО «Ленэнерго» для их последующего выравнивания по функциональности и данным.
  • Выравнивание в ОАО «Ленэнерго» бизнес-приложений, реализованных на базе SAP в соответствии с централизованными требованиями.

В части АСТУ:

  • Будут модернизированы АСДУ диспетчерских пунктов 1 ВВР и 2 ВВР ПрЭС.
  • Для реализации программы телемеханизации подстанций ОАО «Ленэнерго» на 2011–2017 гг. в 2012 году будет модернизирована телемеханика на ПС 110 кВ в филиале ОАО «Ленэнерго» «Пригородные ЭС».

В части связи:

  • Выполнение программы по замене неисправных кордельных кабелей на 2011 год.
  • Осуществление строительства транзитной линии связи Санкт-Петрбург — Выборг.
  • Выполнение строительства основных и резервных линий связи на ПС 58А ПИЯФ (Петербургский институт ядерной физики).
  • Запланирована модернизация технологической подвижной радиосвязи в г. Санкт-Петербурге и Гатчине.
  • Запланировано подключение всех районов электрических сетей и мастерских участков ОАО «Ленэнерго» к корпоративной сети передачи данных.
добавить в избранное