Годовой отчет 2011

Приложение 13.2. Основные принципы учетной политики

Общие положения

Учетная политика как совокупность принципов, правил организации и технологии реализации способов ведения бухгалтерского учета разработана с целью формирования максимально полной, объективной и достоверной отчетности, а также оперативной финансовой и управленческой информации, с учетом организационных и отраслевых особенностей ОАО «Ленэнерго».

Способы ведения бухгалтерского и налогового учетов, избранные ОАО «Ленэнерго» при формировании учетной политики в 2011 году, утверждены приказом генерального директора и последовательно применяются с 01.01.2011 г.

ОАО «Ленэнерго» организует, ведет бухгалтерский учет и составляет бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 22.07.03 г. № 67н, действующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), рабочим планом счетов, разработанным на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Формы промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности в ОАО «Ленэнерго» разработаны на базе форм, рекомендованных Минфином РФ, с учетом дополнительных показателей, вводимых ОАО «Холдинг МРСК».

В ОАО «Ленэнерго» применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета, который разрабатывается на основании типового плана счетов.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета позволяет реализовать схему регистрации и группировки данных о фактах хозяйственной деятельности, для формирования необходимых форм отчетности (финансовой, статистической, налоговой) и предназначен для унификации бухгалтерского учета ОАО «Ленэнерго».

ОАО «Ленэнерго» исчисляет и уплачивает налоги централизованно, в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством субъектов РФ о налогах и сборах, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах, с учетом программного обеспечения, используемого для ведения учета в ОАО «Ленэнерго».

Филиалы ОАО Ленэнерго составляют промежуточную отчетность в порядке, установленном учетной политикой, несут ответственность за организацию учета по выделенному имуществу, руководствуются основными положениями учетной политики ОАО «Ленэнерго».

Имущество (материалы, основные средства и т. п.) передаются из филиала в филиал по указанию руководства в порядке перераспределения имущества единого юридического лица по соответствующим счетам внутрихозяйственных расчетов рабочего плана счетов.

Организационные аспекты учетной политики

В состав ОАО «Ленэнерго» на 31.12.2011 г. входит исполнительный аппарат и 10 филиалов. Выделение филиалов осуществлено в связи с наличием обособленности производственного, коммерческого и хозяйственного процессов.

Руководители филиалов назначаются генеральным директором ОАО «Ленэнерго» и действуют на основании его доверенности.

Главный бухгалтер ОАО «Ленэнерго» несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности, а также отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Главный бухгалтер обеспечивает формирование доходов и расходов, сохранность капитала и выполнение обязательств Общества.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений обязательны для всех работников исполнительного аппарата и филиалов ОАО «Ленэнерго».

Главный бухгалтер подчиняется генеральному директору.

Организация учета

Бухгалтерии филиалов, возглавляемые главными бухгалтерами, вместе с бухгалтерией исполнительного аппарата, составляют бухгалтерскую службу ОАО «Ленэнерго», основными функциями которой является ведение бухгалтерского и налогового учета и формирование бухгалтерской и налоговой отчетности. Контроль за уплатой налогов, формирование налогооблагаемой базы и налоговых деклараций, консолидацию регистров (форм) налогового учета, созданных бухгалтериями филиалов, осуществляет отдел налогового учета.

Состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структура, распределение учетных функций между бухгалтериями различного уровня подчинения, а также установление перечня объектов учета для каждой бухгалтерии производится в зависимости от производственных функций филиалов и бизнес-процессов, происходящих в них.

Технические аспекты учетной политики

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами (по счетам в банках, кассовым документам, по договорам, изменяющим финансовые обязательства ОАО «Ленэнерго»), подписываются генеральным директором ОАО «Ленэнерго» и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами. Право подписи первичных учетных документов устанавливается приказом по ОАО «Ленэнерго». Кроме того, руководители подразделений (начальники управлений, департаментов, служб и т. д.) имеют право подписи документов согласно их должностным и функциональным обязанностям в соответствии с доверенностью, выданной генеральным директором Общества.

Для оформления финансово-хозяйственных операций, нужд налогового учета и требований ПБУ 18/02, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, в ОАО «Ленэнерго» разрабатываются формы налоговых регистров и документов на основе ПБУ, методических указаний и инструкций по бухгалтерскому учету и действующих форм первичной учетной документации, с учетом потребностей энергосистемы и отдельных отраслевых особенностей, принятых и отраженных в учетной политике.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут вноситься дополнительные реквизиты.

В связи с использованием в Обществе автоматизированной системы учета возможно ведение унифицированных и иных используемых форм в электронном виде, с распечаткой по требованиям аудиторских и налоговых органов.

Движение первичных документов в ОАО «Ленэнерго» (создание или получение от других предприятий, учреждений или организаций, движение между филиалами, принятие к учету, обработка, передача в архив) регламентируется графиком документооборота.

Копии документов, подтверждающих расход финансовых средств, служащие основанием для расчетов с различными организациями по обязательствам ОАО «Ленэнерго» (включая структурные подразделения), передаются в казначейство исполнительного аппарата с заполненным бланком «Распоряжения на оплату»; расчет и отражение в учете производится в соответствии с проставленными при заполнении на данной форме кодировками. Оригиналы (копии) договоров, оригиналы актов и счетов-фактур по обязательствам исполнительного аппарата передаются в бухгалтерию исполнительного аппарата, по обязательствам филиалов — в бухгалтерии филиалов.

Бухгалтерский и налоговый учет имущества (в том числе основных средств), обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках. Бухгалтерская отчетность составляется в тысячах рублей.

Имущество (материалы, основные средства и т. п.) передаются из филиала в филиал по указанию руководства в порядке перераспределения имущества единого юридического лица по соответствующим счетам внутрихозяйственных расчетов рабочего плана счетов.

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, для отражения в бухгалтерском и налоговом учете и отчетности подлежит пересчету в рубли в соответствии с требованиями ПБУ 3/06.

В ОАО «Ленэнерго» первичной признается информация по операционным сегментам, вторичной — по географическим сегментам.

В налоговом учете объекты, налогообложение по которым производится исходя из места их нахождения (недвижимое имущество, транспортные средства и т. д.), учитываются в разрезе территориальной принадлежности.

Бухгалтерская отчетность ОАО «Ленэнерго» формируется бухгалтерией исполнительного аппарата на основании обобщенной информации об имуществе, обязательствах и результатах деятельности с учетом информации, предоставляемой бухгалтериями филиалов.

Отчетность формируется на основании данных регистров бухгалтерского учета. Для обеспечения индивидуальной ответственности персонала бухгалтерской службы регистры ежемесячно распечатываются и подписываются составившими их лицами. Эти лица отвечают за правильность отражения хозяйственных операций в накопительных регистрах.

Составление отчетности по налогам и сборам в отношении налогов и сборов, уплачиваемых централизованно, осуществляет отдел налогового учета на основании данных, предоставляемых бухгалтериями филиалов, другими службами ОАО «Ленэнерго».

Раскрытие (выделение в отдельную статью) показателя отчетности производится при условии, что его величина является существенной.

Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Уровень существенности устанавливается в размере пяти процентов к общему итогу соответствующего раздела отчетной формы.

Ошибка в бухгалтерском учете и отчетности, согласно п. 3 ПБУ 22/2010, признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период искажает показатель статьи отчетности более чем на 10 %.

Годовая бухгалтерская отчетность ОАО «Ленэнерго» рассматривается и утверждается общим собранием акционеров и представляется в сроки и адреса, установленные ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация имущества и обязательств в целях бухгалтерского и налогового учетов проводится в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ноября отчетного года);
  • основных средств и нематериальных активов — один раз в три года по состоянию на 1 ноября;
  • товарно-материальных ценностей — один раз в год по состоянию на 1 ноября;
  • активов и обязательств, учитываемых на забалансовых счетах, — один раз в год по состоянию на 1 ноября;
  • финансовых обязательств — один раз в год по состоянию на 1 января;
  • кассы — ежемесячно по состоянию на последний рабочий день месяца;
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Помимо инвентаризаций, предусмотренных в целях составления бухгалтерской отчетности, ОАО «Ленэнерго» проводит инвентаризации, необходимые для подтверждения данных оперативного учета и для иных целей. Внутренний контроль финансово-хозяйственной деятельности Общества осуществляется департаментом внутреннего контроля и аудита.